Рекомендация
для принятия в Союз писателей России В.И.Решетникова
Владимир Решетников находится в самой замечательной – ещё молодой, но уже зрелой и ответственной жизненной и поэтической поре. Он – уроженец семёновского края, о сини лесов которого в своё время проникновенно и искромётно писал земляк Решетникова Борис Корнилов.
С поэтической поступью и озорством классика русской советской литературы многое роднит нашего современника. Поэзия – это прежде всего беспокойство души и энергетика чувств. У Владимира Решетникова чувства бьют через край, но он уже обладает мастерством, чтобы умело обуздать их и отлить в чёткую форму.
Решетников несёт нелёгкую службу между Керженцем и Ветлугой, в печально знаменитых «не столь отдалённых местах», где судьбы заключённых и охранников причудливо высвечиваются на тревожном ветру. Поэт не избегает самых острых тем современности, его сослуживцы с их переживаниями и драмами по — свойски обживаются в стихах земляка. При этом Владимир Решетников умеет избегать лобовых решений и публицистических ходов в строках, где бьётся напряжённый и нервный пульс настоящей поэзии. Страсти человеческие не заслоняют перед пытливым и любящим взором поэта многошумной природы заволжского края. Чувствуешь кожей, с каким обожанием наслаждается он весной, затопившей старинные улочки захолустного, но такого тёплого и прославленного на всю страну городка Семёнова:
Пахнет липой и квасом на солоде,
Я по улицам светлым пройдусь.
Отражается в маленьком городе
Вся святая великая Русь.
Так давай же согреемся, милая,
После долгой разлуки – зимы
Жарким словом Бориса Корнилова
И огнём золотой хохломы.
Немаловажно, что Владимир Решетников интересуется историей и с болью пропускает через своё сердце события давних дней. И повествует поэт о них как бы глазами очевидца, даже участника. Это, усиливая впечатление, явственно проступает в таких стихах, как «У реки» (о взаимоистреблении односельчан в гражданскую войну), и «Последний патрон» (о столкновении с фашистами в первые дни Великой Отечественной). Крупную историческую тему (можно сказать неподъёмную) Владимир Решетников не побоялся взять для поэмы «Красный лёд», в которой переплетаются поиски поэтом своих корней, относительно недавних событий – с глубокой стариной родной стороны. В поэме – многоголосье множества персонажей, о судьбе которых автор может выразительно сказать на уровне одной – двух строф. Привлекает поэма своей достоверной интонацией, разговорностью языка. Поэт, живущий в самой гуще непростого района, обострённо чувствует и может передать его речь, обладает умением бережно и чутко обращаться со Словом.
Лучшие достижения, на мой взгляд, у Владимира Решетникова – в стихах, не превышающих 20 строк. На малом языковом пространстве поэт может с предельной выразительностью выплеснуть свои любовные чувства, обрисовать ситуацию и выдать целый сюжет, в которых, кроме житейских мелочей проступает глубокий философский смысл. Так в коротком и ёмком стихотворении «Глаза» Решетников повествует о … кончине борова, что случается регулярно в большинстве крестьянских дворов. Ну что тут выжмешь нового из этого сюжета, столь обыденного и не совсем приятного для тех, кто совершает необходимый для продолжения человеческой жизни кровавый ритуал? Все поэты жалеют живность, даже если они из крестьян. Но вот какой поворот сюжета в концовке стихотворения совершает поэт «от земли»:
Бесплодно вызывая жалость
У тех, жующих за окном,
Башка кровавая лежала
В сугробе кверху пятаком.
Глаза немного приоткрыты,
Глаза… счастливей многих глаз,
Всю жизнь смотревшие в корыто,
Смотрели в небо первый раз.
Какое «продление судьбы», возвращение к прежней, беспрерывно-приземлённо чавкающей жизни! В лучших стихотворениях Владимир Решетников находит неожиданные концовки, которые придают остроту всему сюжету, «поворачивая» его в другую плоскость, придавая ему смысловую многослойность. Стихотворение от этого прибавляет в тяжести, становится как бы спрессованным.
Важное качество Владимира Решетникова – самоирония. Стихи гораздо более выигрывают в достоверности и душевной бесспорности автора, вызывая несомненную читательскую симпатию, когда он умеет безоглядно и при этом усмешливо тонко пошутить над собой. Иногда уже зачин одного сюжета заставляет с интересом прочитать всё стихотворение, пробуждает желание узнать, что случилось, куда приедет герой:
Ну, зачем вот так то
Капаешь на темя?!
Оседлаю трактор,
И поеду в темень!
…Закопчу соляркой
Ливневые тучи,
Вдруг увижу арку,
Глаз оттуда пучит…
В образных, ярких стихах Решетникова напрочь отсутствует вторичность, городская меланхолия с поэтической позевотой, сдобренная компьютерным анемичным пустозвонством. Компиляция, обыгрывание чужих строк, словесные игры – всё это глубоко чуждо органичному таланту поэта, в своеобразных стихах которого «дышит почва и судьба». Ему сюжетов, как и боли, горестей и полноты недолгого счастья не занимать. Он состоялся, как беспокойный и сострадательный человек, патриот своей малой и большой родины, как поэт, пишущий непохоже на кого – либо, но работающий исключительно в русле русской исповедальной традиции. Он много и успешно выступает с чтением своих стихотворений в разных аудиториях земли нижегородской и принятие его в Союз писателей России несомненно будет способствовать и его профессиональному росту, и укреплению нижегородской писательской организации. От всей души хочется пожелать Владимиру Решетникову успехов в нелёгком труде на поэтическом поприще и полноправного членства в нашем творческом коллективе.
Александр ТЮКАЕВ (1958-2008г.г.),
член Союза писателей России с 1998 года.
сентябрь 2007 года.